Биография Татьяны Веденеевой
Татьяна Веденеева – советская и российская актриса, одна из самых красивых телеведущих отечественного телевидения. Любимая экранная «тетя Таня» советских ребятишек, которые с нетерпением ждали у экранов ее и героев передачи «Спокойной ночи, малыши!» – Хрюшу, Степашку, Каркушу. Ценители кино навсегда запомнили ее Эллу Делей, воспитанницу донны Розы Дальвадорец из музыкальной трагикомедии «Здравствуйте, я ваша тетя!».
На фото: Татьяна Веденеева
Хочу изменить…
Конечно, в москвичах хотелось бы исправить многие вещи. Москвичи — странные люди; когда я вижу их, приехавших за границу, то они сразу становятся такими законопослушными, не нарушающими правил и улыбающимися друг другу, а в Москве многие ходят насупленные. В Европе все на зебре уж точно пропускают пешеходов. Это столичное неуважение друг к другу там, в другой стране, пропадает, а здесь, по приезде, снова возвращается. У нас все такие главные: мы, пешеходы, идем по переходу, а вы — в своих отстойных машинах. И их, даже не считающих должным высунуть голову из-под капюшона, сбивают, ведь дураков за рулем тоже очень много. Средства массовой информации должны как-то внушать людям нормы поведения.
Детство, юность, семья
Татьяна родилась летом 1953 года в семье сталинградцев Анны и Вениамина Веденеевых. Анна Егоровна работала в лаборатории сталеплавильного , Вениамин Захарович трудился там же мастером цеха. Высшего образования у него не было.
Меня назвали Татьяной в честь Татьяны Лариной – это была дань моде. В детстве мне не очень нравилось имя Таня. Мне больше нравилось, когда меня называли Яной или Танюшкой.
Танин папа рано остался без матери, а в семье дедушки Захара, который считал себя казаком и потомком Ермака, было пятеро детей, которых надо было ставить на ноги. Сам дед и его старший брат Алексей воспитывались в приемной, но очень богатой семье помещиков Веденеевых, которые и дали им свою фамилию. О том, что они неродные, Захар узнал в восемнадцать лет, и от того, что обман раскрылся так поздно, чуть не бросился с обрыва в реку.
Затем наступил 1917 год, к власти пришли большевики. Приемные родители звали сыновей с собой за границу, куда бежали сами. Но юноши отказались. Алексей стал революционером, Танин дедушка остался хозяином в поместье, где был даже трактор, невиданная по тем временам техника. Также на небольшом заводе отливались колокола для церквей. Вскоре в имение приехал старший брат с товарищами, чтобы раскулачить младшего. От имения остался только небольшой колокольчик с клеймом «Веденеевъ», который Татьяна бережно хранит.
Захар отбыл на положенный срок в ссыльный лагерь, а когда вернулся, поселился в шолоховских местах, на Дону. Маленькая Танечка очень любила приезжать к дедушке на хутор Ильменевский, погостить. Ей нравилось ходить с дедом на рыбалку, слушать его неспешные рассказы, купаться в речке Хопер.
Мой герой. Татьяна Веденеева Таниного отца взяли в армию в 16 лет благодаря высокому росту. Он рвался бить нацистов. Шел 1944 год, на передовую Вениамина Веденеева не послали, он остался воевать с оставшимися врагами в окружении и тылу. Мать Татьяны в это время была в ополчении, трудилась на заводе, выпускающем танки для фронта. Перед Сталинградской битвой завод эвакуировали.
Анна Егоровна вернулась в город в начале пятидесятых, познакомилась с будущим мужем. Молодожены снимали угол в уцелевшем после войны доме, где и родилась их дочь. До войны Сталинград был красивым городом, но восстанавливали его в спешном порядке, чтобы обеспечить людей жильем. Про эстетику думали мало. По словам Веденеевой, город из-за этого получился обезличенным и скучным.
В шесть лет Таня пошла в школу. Училась легко, хорошая память помогала запомнить домашнее задание даже на перемене, чтобы на уроке ответить и…тут же о нем забыть, если девочке было неинтересно. Таню интересовало все, что было связано со звездами, она мечтала стать астрономом:
Я читала научные журналы, фантастику, и во все, что там писали, верила. Однажды прочла высказывание какого-то академика, что человек так устроен, что вряд ли способен выдумать то, чего нет на самом деле. То есть либо это есть, либо будет, либо было. Либо это возможно создать и так далее. А вот придумать то, чего нет, человек не может. И тогда мне стало ясно, почему я легко могла представить себя на других планетах. Надо мной, помню, все посмеивались.
Астрономом Веденеева не стала, поскольку считала, что «немедалистов» в МГУ не берут, а она, хоть и училась хорошо, на медаль не шла. Зато однажды пошла за компанию с самой высокой девочкой класса Ниной Дорохвостовой записываться в драматический кружок. Действовал он при доме культуры. Таню приняли, Нину – нет, хотя артисткой хотела стать именно она.
Родители поначалу воспротивились занятиям дочери в театре – дочь воспитывали строго, на танцы не отпускали, домой она обязана была приходить не позже восьми вечера. Папа видел ее в будущем студенткой политехнического института, мама – врачом. Но Веденеева уже вошла во вкус игры на сцене и втайне от родителей написала письмо в ГИТИС, узнать, что ей понадобится для поступления. В ответ пришел толстый конверт со всеми правилами приема, заданиями, анкетами.
Татьяна Веденеева в юности
Папе стало плохо с сердцем, он подумал, что его дочку почти приняли в институт, и она вот-вот уедет. Но, в конце концов, он не стал навязывать Тане свою волю. Мама упрашивала ее поступать в театральный хотя бы в Саратове, чтобы быть поближе. Ее волновало «что люди скажут», если дочь не поступит в московский вуз.
Но будущая артистка была непреклонна. Она была уверена, что станет знаменитой, родне рассказывала, что будет жить в Москве, а может быть и в самой Болгарии, которая казалась ей тогда какой-то волшебной страной. С этой уверенностью шестнадцатилетняя выпускница приехала покорять Москву. Всё, что она подготовила для поступления, – отрывок из «Гадкого утенка», сказки Ганса Андерсена. В синем платье, синих лакированных французских туфельках и с огромной бабеттой, которую ей соорудили в парикмахерской за три рубля, Веденеева предстала перед приемной комиссией.
Татьяна Веденеева в фильме «Много шума из ничего»
Возглавлял ее Эдуард Володарский, высмеявший ее «стог сена» на голове. Но «Гадкий утенок» на фоне серьезных и драматичных произведений, которые представляли абитуриенты, сделал свое дело. Веденееву приняли в ГИТИС, а на первых летних каникулах она уже снималась в комедии Самсона Самсонова «Много шума из ничего» в роли Геро. Компанию ей составили выпускники знаменитой «Щуки» Аркадий Райкин и Леонид Трушкин. Тане, как самой маленькой, коллеги подарили большую куклу, которую она тут же назвала именем своей экранной героини.
Я родилась и выросла…
В Волгограде — это очень длинный и жаркий город. Открываешь окно или автомобильную дверь, и в тебя ударяет жаркий воздух как из доменной печи. А в самом воздухе еще и какой-то привкус горечи, ведь вокруг степи, травы — полынь… У города был особенный, неповторимый запах.
В моем детстве в Волгограде работало много производств, сейчас они закрыты. Но, как мне тогда казалось, город был довольно чистым. Может, потому что из степей всегда дул сумасшедший ветер и все уносил.
И, конечно, в памяти навсегда гигантская Волга.
Творческая карьера: кино, театр, телевидение
Учеба в институте сопровождалась съемками в кино, и Веденеева гордилась, что сама зарабатывает себе на жизнь. На втором курсе она сыграла Наташу в криминальной ленте Герберта Раппапорта «Сержант милиции» и медсестру Тамару в драме Василия Левина «Здравствуйте, доктор!». В первом фильме ее партнером на съемочной площадке был Олег Янковский, во втором – Василий Лановой.
Кадр из фильма «Сержант милиции»
В 1975 году третьекурсница Веденеева проснулась знаменитой после съемок в музыкальном фильме Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!». Образ Эллы Делей, созданный ею на экране, зрители приняли с восторгом, как и саму картину, где снимались Александр Калягин, Валентин Гафт, Армен Джигарханян.
Татьяна Веденеева в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!»
В том же году Татьяна появилась в небольшой роли актрисы-иностранки в фильме Ильи Фрэза «Это мы не проходили». Всего за время учебы Веденеева снялась в шести кинокартинах. Раскрывая тайны звезд. Татьяна Веденеева По окончании вуза ее приняли в театр имени Владимира Маяковского. Режиссер Андрей Гончаров сразу заявил актрисе, что ей нужна московская прописка, без которой он не имеет права занимать ее в постановках. Но Таня не представляла себе, как можно выйти замуж фиктивно, и в итоге осталась без ролей в театре и в кино.
Тут в ее жизнь снова вмешался случай. Подруга посоветовала Веденеевой обратиться на телевидение, где в то время проходил конкурс дикторов. Как следует подготовившись, Татьяна пришла – ненакрашенная, с прической «под мальчика» – и бойко прочитала текст какой-то передовицы из «Правды». Ее взяли на работу.
Первый рабочий день Веденеева запомнила навсегда. Был поздний вечер четверга. Вымыв волосы, она легла спать с мокрой головой. В двенадцать ночи ее разбудил телефонный звонок. На другом краю провода строгий голос спросил, почему новая сотрудница не на работе и объяснил, что четверг на телевидении начинается в среду. Татьяна как была взъерошенная и испуганная помчалась на такси в Останкино. Вышла в эфир на «Орбите», произнеся фразу о просмотре художественного фильма.
Татьяна Веденеева в программе «Будильник» Через год ночных смен она появилась как «тётя Таня» в «Спокойной ночи, малыши!», стала ведущей всевозможных «Огоньков». Ее любимой передачей был воскресный «Будильник» для детей. По воспоминаниям Веденеевой, она познакомилась с огромным количеством актеров, которые не считали зазорным для себя участвовать в детской передаче. К примеру, Леонид Броневой изображал мальчика в шортиках и панамке, читающего стихи Самуила Маршака.
Татьяна Веденеева в «Спокойной ночи, малыши!»
Работая на телевидении, Татьяна не раз получала предложения сняться в кино, но телевизионное начальство поставило ее перед выбором: либо кинематограф, либо ТВ. И Веденеева осталась на телевидении, поскольку работа ей очень нравилась. Карьера развивалась быстро, что приписывалось тому, что телеведущая нравилась не только телезрителям, но и самому Леониду Ильичу. Завистники даже записали Татьяну в его любовницы, что вызывало у нее справедливое негодование.
Татьяна Веденеева в молодости
Особенно зависть коллег она ощутила после работы во Франции и дальнейших загранкомандировок. Одной из таких была работа на японском телевидении. По окончании контракта Татьяна удостоилась титула президента NHK [центральная телерадиокомпания Японии – прим. uznayvse.ru], что считалось высшим достижением телеведущего в Японии. Диктор ЦТ СССР Татьяна Веденеева Вернувшись в перестроечную Москву, Веденеева стала делать самостоятельные сюжеты для программы «Доброе утро». Открытие первого «Макдоналдса» в столице, сюжет о бакинских беженцах, – ее работа.
Уволилась Веденеева с телевидения в 1993 году. Практически вынужденно: она была в отпуске, помогала оформить сыну документы на учебу в Лондоне, не успевала справиться со всем и попросила у руководства несколько дней за свой счет. Ей грубо ответили: либо работай, либо увольняйся. И она ушла. Впоследствии Татьяна жила между Россией, Англией и Францией, занялась бизнесом по выпуску соусов под брендом «Трест Б». Снялась в телеспектакле «Маленькая королева и другие», но в целом для нее девяностые стали годами отсутствия в телеэфире.
Лишь в начале нового тысячелетия Веденеева вновь появилась в программе «Рядом с тобой», которую вела вместе с Юлией Меньшовой. Была также ведущей передач «Татьянин день» и «Мир в твоей тарелке». С ее участием несколько месяцев выходила программа «Формула любви», а затем она стала ведущей передачи «В наше время».
Татьяна Веденеева была ведущей шоу «Формула любви»
В 2009 году стала сотрудничать со «Школой современной пьесы» как актриса. Татьяна выходила на сцену в постановке «Русское варенье» по мотивам произведения Людмилы Улицкой, и спектакле «Дом» по Евгению Гришковцу. Следом были роли миссис Уотсон в «Последнем ацтеке» Виктора Шендеровича и Мэрилин в «Вальсе одиноких» Семена Злотникова.
Фото со спектакля «Последний ацтек»
Продолжила Веденеева и съемки в кино. Так, на экраны вышли мелодрама «Три звезды» с ее участием, а также комедия Анны Матисон «Млечный путь», где Татьяна сыграла маму главной героини (Марина Александрова). Сразу несколько ролей на сцене Веденеева воплотила в постановке «Rock-n-roll на закате», где, помимо того, что ей пришлось танцевать, она еще и впервые запела.
Я помню свой первый Новый год в Москве…
Мы встретили его у моей подруги Тани Шумовой — она жила на Сретенке в трехкомнатной квартире, роскошной по советским понятиям, хоть и маленькой. Ее родители уехали на дачу, и мы решили, что будем отмечать у нее. Директор картины, в которой я тогда снималась, был другом Юрия Соколова, директора Елисеевского гастронома, его (Соколова) потом расстреляли, о чем сейчас даже есть фильм «Дело гастронома №1». И вот директор сказал, что поможет справить нам Новый год. Мне кажется, этот праздник был самым веселым в моей жизни: все молодые, эмоциональные, все из разных городов (Южно-Сахалинск, Барнаул, Одесса, Рига, Волгоград), только две москвички, все очень разные. И за те четыре месяца, что прошли с начала занятий на первом курсе, мы еще не успели надоесть друг другу, у нас был живой интерес. И чтобы снабдить все торжество застольем, я обратилась в Елисеевский. Помню, как Соколов ответил: «Приезжай, конечно». Мы вскладчину собрали деньги, приехали туда с подругой, и этот директор повел нас куда-то в подвал, к огромным металлическим дверям. Их открыли, и я первый раз в жизни увидела не белый шкафчик, а огромный профессиональный холодильник — комнату, где несколько отсеков с разной температурой. Там штабелями лежали какие-то лососи, осетрины, банки с икрой, колбасы — все, чего не было в магазинах. И он сказал: «Выбирайте, что вы хотите себе на стол». Мы почему-то взяли огромного гуся, которого решили приготовить с яблоками. Он часов пять стоял в духовке, но все равно каждый раз, когда мы тыкали в него вилкой, из него сочился сок с кровью. По-моему, наши парни так и съели его полусырым — полдня готовили, так и не сготовили. Так мы и развлекались, в основном в домашней атмосфере или в театрах.
Дома мы обычно общались, обсуждали высокие темы: литературу, театры, спектакли — или, как ни странно, играли. Кто-то любил карты и преферанс, но я не умела. В основном нашей любимой игрой была «Монополия», которая тогда считалась очень престижной. Ведь это была привезенная из-за границы игра с улицами типа Пикадилли, о которых мы понятия не имели, знали только, что это где-то в Лондоне и почему-то недвижимость там очень дорого стоит, поэтому неплохо было бы построить домик именно на ней. Эти игры существуют и сейчас. Когда недавно была во Франции, то увидела карточки для еще одной нашей любимой игры — «Крокодила», где нужно что-то показывать. Мы, конечно, ухохатывались, ведь каждый из нас как артист старался блеснуть своим талантом.
Личная жизнь Татьяны Веденеевой
Впервые замуж Татьяна вышла по большой страсти за талантливого художника-реставратора Валерия Шапошникова. На тот момент она работала на телевидении, ей было двадцать два года, а избраннику – тридцать пять. Поначалу Валерий подшучивал над Татьяной, особенно доставалось ее высоким прическам, которые он прозвал «вшивыми». Тем не менее, страстный роман очень быстро (спустя полгода) привел влюбленных в загс.
В 1983 году родился единственный сын Веденеевой, Дима. Повзрослев, он проявил склонность к языкам, увлекся литературным творчеством. Известностью мамы он всегда тяготился, поэтому не появляется на светских мероприятиях. Он не женат, внуков у Татьяны пока нет. Но телеведущая и не торопит сына: «Когда появятся, тогда и появятся!».
Татьяна Веденеева с сыном Дмитрием
В девяностые годы, как многие люди творчества, Валерий не знал, что ему делать, где применить свой талант. Метания привели к злоупотреблению алкоголем. Татьяна в одном из интервью рассказала, что в тот период попросту испугалась, что у ребенка будет негативный пример перед глазами: мама постоянно пропадает на работе, а папа лежит на диване и постоянно пьет. Она забрала сына и ушла от Валерия.
После развода Шапошников еще долго был невостребован, но потом дела наладились, картины стали продаваться, он снова стал общаться с сыном. В 2016 году художник умер от рака легких. Дмитрий до последнего находился рядом с ним, чтобы облегчить страдания папы.
Татьяна Веденеева о жизни и творчестве, телевидении, театре и многом другом Вторым мужем Веденеевой стал бизнесмен, юрист по образованию, Юрий Бегалов (1962 г.р.). Их первая встреча состоялась в рабочей обстановке, Татьяна брала у него интервью, касающееся нефтеперерабатывающей отрасли и роста цен на бензин. Телеведущая забыла бы об импозантном мужчине, если бы не фестиваль «Ступень к Парнасу», который вела Веденеева. Бегалов оказался в числе спонсоров, а по окончании фестиваля вручил Татьяне оригинальный приз: оплаченную поездку на Канары с открытой визой. Веденеева отправилась на отдых, параллельно с ней на острова выехали несколько человек из компании Бегалова и он сам.
Свадьба Татьяны Веденеевой и Юрия Бегалова
Приятельские отношения, завязавшиеся между ними на отдыхе, переросли в семейную жизнь нескоро, после нескольких лет дружеских встреч. После свадьбы Веденеева официально взяла фамилию супруга, сопровождала его в зарубежных поездках и даже забеременела, но на четвертом месяце случился выкидыш. Других детей у пары не было.
Второй муж Татьяны Веденеевой
Татьяна предложила мужу открыть производство аджики, ткемали и других экологически чистых соусов. Сейчас предприятие процветает, Веденеева до сих пор является его исполнительным директором. Но счастливые годы супружества были разрушены, когда она узнала, что у Юрия есть другая женщина, ждущая их общего ребенка. Супруги развелись после пятнадцати лет совместной жизни, но остались в приятельских и деловых отношениях.
Различия жизни…
Конечно, люди разные. Жить везде хорошо, когда ты приезжаешь на короткое время туристом или когда у тебя очень много денег… А вообще-то ты там никому не нужен. У меня есть знакомая, которая замужем за французом, живут они в Марселе. Она свободно владеет языком, работала переводчицей. Потом решила открыть бюро переводов, но не смогла. На бирже труда ей объяснили, что она будет добиваться желаемого годами, потому что ей никто не позволит занять это место, если во всей стране найдется хотя бы один француз, претендующий на то же самое. Мигрант всегда будет оттеснен. С одной стороны, я это приветствую — они заботятся о своих гражданах, но с другой — это говорит о том, что хорошо именно дома.
Татьяна Веденеева сейчас
2020 год для знаменитой «тёти Тани» прошел в хлопотах по обустройству нового дома на Новорижском шоссе. В период самоизоляции Веденеева занималась волонтерством: читала в Zoom сказки для больных коронавирусом мам и деток, которые лежали в госпитале в Лапине.
Татьяна Веденеева выглядит значительно моложе своих лет
Осенью открылся сезон в театре Иосифа Райхельгауза «Школа современной пьесы». Веденеева приступила к репетициям еще летом, а на декабрь запланирована премьера спектакля «Задняя часть слона» с ее участием. Помимо того актриса продолжила съемки в телесериале «Секрет на миллион».
Я москвичка…
Для меня Москва стала абсолютно родным городом. Я не чувствую себя приезжей, ведь живу здесь гораздо больше чем 16 лет, проведенные в Волгограде.
Есть ли у москвичей какая-то отличительная черта? Смотря с чем сравнивать. Если с Питером, то москвичи очень отличаются своим сумасшествием — все куда-то несутся как подорванные. Некоторые города по отношению к Москве кажутся провинциальными, а другие, наоборот, очень столичными. Владивосток меня поразил: он совершенно не провинциальный в том, что касается людей, про архитектуру вообще не говорю. Провинцию часто выдает скорость мышления, реакция на то или иное событие. Я не могла понять, откуда во Владивостоке столичные скорости. Потом мне объяснили, что очень многие постоянно по бизнесу и делам ездят в Японию или Корею, и это взаимодействие с другим миром сразу меняет менталитет.